Гарри КАСПАРОВ: «Человек может побеждать!»
Прислано admin на Ноября 29 2006 14:32:55
Четвертая партия матча «Человек – Машина» завершилась вничью, а с ней – и весь матч. X3D Fritz выиграл вторую партию, Каспаров – третью. Две другие завершились вничью. Все довольны: Гарри кроме чека на $175,000 получил из рук Элиота Клейна золотой приз, а X3D Fritz – его виртуальную копию, которая теперь будет красоваться на каждой коробке этой программы…
Накануне этой решающей партии Каспаров, если помните, сказал, что просто хотел бы сыграть в «хорошие» шахматы, и что он не считает себя обязанным играть только на победу (за все свои поединки с компьютерами, он так и не выиграл у них ни одной партии черными). «Конечно, я постараюсь выиграть, если получу для этого хоть малейший шанс. – Подбадривал он своих многочисленных поклонников. – Но выиграть у компьютера черными – задача очень непростая. Я буду стараться!»
Однако четвертая партия оказалась самой короткой и бескровной партией в матче – после 27 ходов соперники согласились на ничью после полного истребления боевых сил с обеих сторон…
После неожиданного машинного 1.d4 (все программы применяют практически исключительно 1.e4) Каспаров пошел на вариант, который принес ему успех в блиц-партии против Владимира Крамника в их матче в Москве в 2001 году. Но кому хватило бы смелости против бездушного «Фрица» повторить жертву ферзя за три легкие фигуры – для этого надо очень любить творческую сторону шахмат, что для последней партии короткого единоборства, пожалуй, было бы непозволительной роскошью. Так или иначе, но Гарри думал над своим ответным ходом почти 20 минут – и не стал искушать судьбу…
Со стороны могло показаться, что даже после разменов в центре позиция все еще богата различными ловушками и скрытыми возможностями для поддержания инициативы белых, словом, что черным еще предстоит пережить немало неприятных минут. Об этом ежесекундно уверяли комментаторы ESPN – Моррис Эшли и Ясер Сейраван, но… мельница разменов уже начала махать своими крыльями, и в ее жернова попадали все новые и новые белые и черные фигуры. Причем уклониться от тотальных разменов с пользой для себя не мог ни Каспаров, ни X3D Fritz. И ничья стала неизбежной.
Закончившийся матч оставил двойственное впечатление. С одной стороны соперники остались «при своих», но вместе с удовлетворением от того, что удалось избежать поражения, осталось и раздражение из-за массы упущенных возможностей в матче. И представители X3D Fritz, и Гарри Каспаров выразили желание еще раз встретиться под трехмерным «куполом цирка». Что ж, а почему бы и нет?
Создатель «Фрица» – немецкий программист Франц Морш сказал, что хоть и ждал от своего подопечного большего в последней партии, но он счастлив, что все партии прошли в интересной и бескомпромиссной игре, и его детище достойно противостояло сильнейшему шахматисту мира. Каспаров в своем заключительном слове продолжал корить себя за грубую ошибку во второй партии, ставшую критической точкой всего матча, и после которой он думал только о его спасении. Он переигрывал машину в каждой партии, но никак не мог нанести завершающий удар. «За весь матч я сделал только одну ошибку – и эта ошибка стоила мне победы в матче…» Наверное, надо дать ему возможность исправить ее?!
* * *
Затем состоялась пресс-конференция, на которой Гарри Каспарова ответил на вопросы журналистов. Приводим фрагмент этой пресс-конференции.
– Гарри, в этом году вы сыграли десять партий с компьютерами, но ни разу не выиграли черным цветом. Почему?
– Когда необходимо выигрывать черными – это слишком большой стресс. Думаю, в четвертой партии должен был попросить себе белые фигуры: все-таки последняя партия. У меня большой опыт игры с компьютерами, но я потратил кучу времени вчера и сегодня утром, обдумывая, что же мне делать. Я очень рассчитывал уничтожить компьютер: выиграл третью партию и был в великолепном настроении, но эта чертова штука не оценила моего настроя.
Я долго и мучительно выбирал: играть ли мне в рискованные шахматы и умереть стоя, или же постараться выиграть. Для меня это было очень эмоциональное утро… Я разговаривал с сыном, который остался в Москве, и он сказал: «Только попробуй не выиграть. – А потом добавил. – Ты не имеешь права проигрывать, так что ничья – это все же неплохой результат!»
Увы, компьютер сыграл 1.d4, и я решил, что сыграю более безопасный дебют. Начал думать, что мы будем играть в спокойные шахматы, но потом начались сюрпризы. Программа пошла на вариант, который не играла раньше – это тот же вариант, где я в блице пожертвовал ферзя Крамнику. Я не знал, что есть у нее в дебютной базе, но, похоже, она была готова к жертве. Пошла рулетка, и когда я понял, что машина начала думать сама, мне сильно полегчало.
– Вы не испытывали психологического дискомфорта от того, что машина повторяла вашу партию с Крамником?
– В принципе, речь не о машине, а о базе – я же не знал, когда закончится домашняя подготовка. Позже я понял: других сюрпризов быть не должно… Мы анализировали эту позицию года три назад, я пару раз смотрел возникающие варианты. Несмотря на то, что у черных достаточно защитительных ресурсов, машина могла поставить кое-какие проблемы.
– Оба ваши матча с компьютером завершились вничью. Можете подвести итоги?
– Нынешний матч похож на тот, что прошёл в январе. Мне кажется, что человек в обоих случаях доминировал. Возможностей у нас все равно больше, а оба проигрыша – результаты ужасных ошибок, которые идут от сильного стресса. Компьютер меня не переиграл ни разу, инициатива была у меня, так что в целом я доволен общим течением этих матчей. Результат по-прежнему зависит от меня – если бы не зевки, обошлось бы без поражений…
– Как вы относитесь к тому, что машины играют все сильнее – становится быстрее железо, «умнеют» программы?
– Конечно, машины становятся лучше, но, с другой стороны – мы тоже учимся. Я, например, знаю теперь о компьютерах значительно больше.
– Меняется ли ваша тактика игры в зависимости от того, играете вы с машиной или с человеком?
– Человек изменчив, и я, конечно, меняю свой стиль, играя с компьютером. Где-то я играл более осторожно. В таких матчах очень важно уметь подстраиваться под ситуацию на доске. Неважно, как развивалась игра – важно, что будет в конце. Матчи показывают, что самая большая опасность для людей – банальные просмотры в конце игры. Вам нужно быть очень внимательным, ограничивать возможности компьютера, не вступать в открытую борьбу. Если это получается, то вы добиваетесь каких-то успехов и почти наверняка выигрываете.
Другой способ выигрыша – это получить большое преимущество по дебюту. Но тогда вам нужно сидеть и очень тщательно все просчитывать до конца.
– Как вам игралось без настоящей доски?
– Когда ты держишь джойстик в руках... Все-таки есть ощущение, что играешь в какую-то «стрелялку», а не в шахматы. Первые две партии были скорее привыканием, вступлением к игре, поэтому матч оказался для меня слишком коротким. Я бы сыграл еще пару партий…
Надо сказать, что в четвертой партии трехмерная доска была уже лучше – больше похожа на настоящую. X3D технология великолепна для движения, но когда дело доходит до интенсивной интеллектуальной работы в течение 4-5 часов, то она только добавляет нервотрепки.
Это было очень необычное соревнование. В будущем надо будет подумать над улучшением правил игры человека и компьютера. Например, давать человеку побольше времени… Есть еще несколько тем, которые можно обсуждать, в частности, касающиеся дебютной базы.
Шахматисты, арбитры, организаторы пока не научились регулировать технологии таким образом, чтобы они не вставали
на пути игрока. Если такого рода матчи будут продолжаться, то я надеюсь, что правила будут улучшаться. Надо думать, как экономить человеческую энергию, позволять человеку играть в полную силу. Я надеюсь, что в будущих матчах, если они состоятся, я сумею лучше проявить свои шахматные достоинства.
– Ваш главный вывод?
– Это была очень хорошая «раскрутка» для шахмат. Матч показал, что мы еще можем бороться, мы еще можем выигрывать. Для наших «компьютеризированных» детей очень важно знать, что человеческий интеллект пока еще в состоянии победить компьютер…