Из истории
Нет, я не буду рассказывать сказки времен Шахерезады. Поговорим лучше о другой, более современной теме. За долгое время существования шахмат извечной мечтой человека было создание искусственного противника. Для себя, для личного пользования. Тяга к интеллектуальному соперничеству с бестелесными существами была увековечена в древнейших мифах и сказках, однако в реальной жизни она всегда упиралась в простую, но нерешаемую проблему: противник должен обладать искусственным интеллектом или хотя бы подобием его. Шли годы и вот, пару столетий назад, казалось бы, появился первый прорыв в этой области - в Европе стал выступать человек, представлявший почтенной публике механический автомат, без ошибок играющий в шахматы. Увы, но сенсация прожила совсем недолго. На одной из партий однорукая механическая машина неожиданно ...чихнула! На поверку выяснилось, что внутри нее находился изобретатель этой аферы - инженер, тяжело покалеченный в одной из тогдашних войн. Потеряв обе ноги и руку он, однако, не утратил умение отлично играть в шахматы и стал зарабатывать себе на жизнь таким оригинальным способом.
Но оставим эту историю. Хотя у нашего 'афериста' все сложилось совсем недурно, прогресс в сфере автоматизации шахматного искусства был, как и положено, почти полностью остановлен и в таком состоянии пребывал вплоть до середины XX века. А вот здесь... здесь с появлением первых электронных вычислительных устройств начинается абсолютно новый этап шахматной жизни. Уже в 60-х годах 'разумность' компьютеров достигла такого уровня развития, что смогла всерьез заинтересовать ведущие шахматные умы планеты. Техника развивалась стремительно, становясь все мощнее и доступнее. К началу 80-х в магазинах стали появляться первые шахматные компьютеры - выполненные, как правило, в форме шахматной доски, электронные внутренности которой 'знали' правила игры и могли сигнализировать о своих действиях. Развитие персональных компьютеров ознаменовало новый этап жизни виртуальных шахмат, и к середине прошлого десятилетия стал окончательно складываться жанр шахматных игр на ПК.
Одним из пионеров его считается игра Chessmaster, создатели которой пленили сердца людей простотой обращения со своим творением и обилием свежих идей. Можно долго рассказывать об истории этой игры - с момента выхода первого ее варианта сменился уже добрый десяток версий и вышло немалое число дополнений. Создатели не топтались на месте, методично развивая свое творение, а совсем недавно на свет появилась очередная версия знаменитой шахматной программы - игра Chessmaster 7000.
А не слишком ли много тысяч?
Может быть в этом вопросе есть доля истины? Вообще внешним видом игра не слишком сильно отличается от предыдущей версии (Chessmaster 6000). Немалая часть графики - шахматные доски (их, кстати, более 30 разновидностей) и фотографии игроков - вообще осталась почти без изменений. Зато появилось несколько весьма интересных функций и значительно упростилась навигация. Но самое основное кроется внутри...
Кажется, извилины есть...
Сейчас уже определенно можно сказать, что шахматный талант программы находится на довольно неплохом уровне. Очень приятна возможность подбора противников 'под себя'. Игрок любого класса может найти соперника с необходимым уровнем быстро и легко. Это особенно удобно в свете извечной проблемы шахматных игр, когда соперники бывают или непроходимыми, или же наоборот, полными лопухами...
Chessmaster использует собственную рейтинговую систему и вместо абстрактных 'уровней игры' содержит базу из нескольких сотен реально существующих или живших ранее шахматистов. Причем на каждого из них имеется что-то вроде досье - в базе данных заложено мнение создателей игры о сильных и слабых местах того или иного игрока, стиле игры и любимых дебютах. Отведено немного места для краткой биографии (согласитесь, что в случае с известными шахматистами этот раздел становится довольно полезным). На низших ступенях рейтинга стоят 'рядовые американцы' из числа простых жителей этой замечательной страны. Если же ни один из них так и не смог стать для вас достойным соперником, то в базе содержится информация о четырех десятках всемирно известных гроссмейстеров и у каждого - свой стиль, свои особенности игры.
К тому, что сказано выше, стоит прибавить один довольно важный момент: рейтинги шахматистов игры Chessmaster 7000 никак не могут претендовать на сравнение со всем известными ELO. И, разумеется, если вы выбрали себе соперником известного шахматиста (например, Каспарова), то сила игры, предлагаемая 'Чессмастером', по определению НЕ СМОЖЕТ идти ни в какое сравнение с реальным гроссмейстерским уровнем. С другой стороны, не стоит расстраиваться. Ваш ПК в любом случае не в состоянии равняться с небезызвестным 'Deep Blue' (машиной, сумевшей одолеть действующего или не действующего, для кого как, чемпиона мира)...
Есть еще один вопрос, который наверняка захотят задать те, для кого шахматы больше, чем просто одна из настольных игр: на уровне какого 'РАЗРЯДА' играет Chessmaster? Увы, но объективный ответ на этот вопрос мне неизвестен. Хотя думаю, что на наиболее сложных уровнях своей игры Chessmaster способен доставить немало хлопот даже игрокам высших разрядов.
Все так круто?
Увы, не все так просто. Немного проанализировав уровень игры различных шахматных программ последнего десятилетия, я пришел к довольно странному выводу: максимальная сила игры большинства из них находится на примерно одинаковом уровне. Так, к примеру, матч между 'Чессмастером' и программой Genius2 (1995 г.) не выявил явного победителя, причем некоторые игры престарелый Genius даже довел до победы!
Только не надо издавать разочарванные вопли и вопрошать "зачем оно нам тогда надо?". На самом деле, все совсем не так плохо, как кажется. Даже наоборот. Из довольно широкого ряда подобных игр Chessmaster 7000 выделяет одно замечательное качество: с ним будет интересно проводить время любому человеку, даже не знающему правил игры. Для тех, кто только начинает осваивать шахматы, очень поможет шахматная энциклопедия и толково сделанный интерактивный учебник. Кроме того, реализован довольно интересный шахматный задачник, где компьютер проконтролирует ваши действия, по мере разрешения задач подкидывая все новые и новые этюды.
Тем же, кто уже на сравнительно неплохом уровне разбирается в шахматах и может отличать дебют от эндшпиля, будет интересно поиграть как с компьютерными противниками, так и с 'живыми', воспользовавшись встроенными в программу функциями связи через интернет. Ну а совсем продвинутым шахматистам наверняка понравится база из почти полумиллиона партий, к тому же выступающая и в качестве шикарного дебютного справочника благодаря весьма неплохо построенному каталогу. Кстати, не обделены вниманием даже дети. Для них в игре выстроена специальная "детская комната", в которой можно поиграть со своими сверстниками (от 6 до 18 лет), поучиться правилам игры и порешать задачки.
А эта... Еще!
Или хватит? Наверняка ведь всех уже заели вечные песни про выдающиеся интуитивности интерфейсов и ультрагодзиллическое быстродействие. Так что не будем растрачивать на это силы и время. В заключение скажу только одно: если хотите отвлечься от часто до ужаса неинтересных, а то и просто тупых явлений окружающей нас жизни, то... почаще играйте в шахматы!
|