Вторая серия грандиозного шоу «Человек – Компьютер» закончилась ошеломляющим зевком Гарри Каспарова. Величайший игрок всех времен и народов отлично стоял черными против X3D Fritz, когда неожиданной грубой цейтнотной ошибкой перечеркнул все свои предыдущие достижения…
Вторая партия началась под фанфары – сделать первый ход за Каспарова пожаловала звезда местного хоккейного клуба New York Rangers – Картер. Для того чтобы сделать ответный ход, как и Гарри, ему потребовался микрофон. Энсон произнес речитативом: «С e7 на e5!" – и борьба началась.
Как известно, Каспаров человек несуеверный, а его любимое число – 13. Он родился 13 апреля, стал 13-м чемпионом мира в 1985 году (8+5=13). Но в этот день его обыграла 13-я версия X3D Fritz – может, все дело в Картере, который как черная кошка перебежал дорогу шахматисту номер один?
А, может, все дело было в том, что перед началом партии случилась небольшая заминка: Каспаров, подойдя к монитору, обнаружил, что перед ним стоят не черные, а белые фигуры? Отцу трехмерного «Фрица» программисту ChessBase Йеруну ван ден Бельту пришлось на глазах изумленного Гарри менять установки программы. За этой процедурой цепким взглядом следил арбитр – Альберт Вассер.
Наконец, разместившись за своим столиком, Каспаров погрузился в игру. Все ждали, какой ход он изберет на 1.e4 – компьютеры теперь иначе не начинают партии? Оставив на «черный день» свою любимую сицилианскую защиту, Гарри (по подсказке Энсона) начал партию ходом 1...e5 и выразил готовность избрать Берлинскую защиту. Никаких совпадений: Крамник с успехом играл ее в поединке против Deep Fritz в прошлом году (и против самого Каспарова в Лондоне-2000 в матче за мировое первенство).
Но… команда X3D Fritz была готова к такому повороту дел. Они избрали «боковую» линию, выбрав для компьютера – 4.d3, не претендуя на дебютный перевес, но сохраняя ферзей на доске. Ни для кого не секрет, для машины гораздо приятней иметь эту многофункциональную фигуру на доске – человеку, играющему с машиной, бывает гораздо трудней уследить за всеми ее перемещениями по доске…
Однако, несмотря на все ухищрения, Каспарову удалось получить закрытую маневренную позицию – как и качество игры в эндшпиле, это пока одна из ахиллесовых «пят» компьютеров. Их грубый принудительный способ поиска лучшего хода путем перебора вариантов все еще не позволяет проникать в настоящие тайны позиции и принимать тонкие позиционные решения. Поэтому комментаторы считали закрывающий центр ход X3D Fritz – 10.d5 маленькой победой Гарри. И стали ждать победы большой.
Один из авторов «Фрица» Матиас Фейст в этот момент выглядел не очень довольным, а сильнейший австралийский гроссмейстер Ян Роджерс предлагал, чтобы прежде чем сражаться с Гарри, X3D Fritz прошел шахматный тест «Turing», в котором компьютер становится неотличим от человека!
Тем временем Каспаров наладил мощную атаку на королевском фланге – его пешки неумолимо двигались вперед на белого короля. X3D Fritz образовывал свою лавину на противоположном фланге. Интересно, чья атака начнется первой?.. Кажется, Гарри медлит – белые пешки уже начали стычку.
Мнения гроссмейстеров разделились: Роджерс считал шансы белых предпочтительными, поскольку каждый размен приближал X3D Fritz к благоприятному эндшпилю. Его мнение подкреплял комментатор ESPN, американский гроссмейстер Ясер Сейраван, считавший, что машина отлично защитила своего короля и вполне готова для агрессии на фланге. Сильнейший же шахматист Франции Жоэль Лотье считал, что атака черных очень опасна – и инициатива Каспарова вполне компенсирует возможные пешечные потери на ферзевом фланге, и вполне может завершиться и матом королю компьютера...
Напряжение постепенно росло, начал мигать контрольный монитор компьютера – и здесь X3D Fritz, наконец, решился: снял вопросы в центре – 28.cxd6, развязав Каспарову руки на королевском фланге. В этот момент все больше народу стало переходить на «сторону Лотье» – Гарри был на коне!
Друг Каспарова и главный представитель X3D Fritz Фредерик Фридель в этот момент, наверное, разрывался напополам – кому отдать свое предпочтение. И, чтобы не думать об этом, как опытный конферансье, приглашал к своему ноутбуку то одного, то другого эксперта. Правда, чаще всего рядом с ним оказывались шахматистки – Дженни Шахед и чемпионка США этого года Анна Хан!
Все собравшиеся уже по инерции ждали 40-го хода, когда соперники получили бы еще по часу на обдумывание – ведь к 32-му ходу на часах Каспарова оставалось лишь дюжина минут на 8 ходов. И тут… Гарри быстро сделал ход 32...Rg7?? Он только собирался подкрепить движение своих пешек на королевском фланге – и только через мгновенье Каспаров заметил, какой страшный зевок он совершил.
Я увидел резко изменившуюся оценку компьютера (думаю, по изменившемуся лицу Человека это можно было бы прочесть столь же отчетливо) и немедленно набрал: «Kasparov has blundered» – и в этот момент, еще до того как X3D Fritz сделал свой «плотоядный» ответный ход, сотни тысяч шахматистов по всему миру, наблюдавшие за этой партией людей, поняли: произошло непоправимое.
Как мог Гарри пропустить такой «тычок» – 33.Rxe5, полностью разрушивший его позицию? Он тут же все понял. Каспаров встал из-за стола, в гневе тряся головой и пытаясь как-то спрятать свое расстройство. И он смог несколько успокоится – вплоть до ответа X3D Fritz, и стоически перенес удар. Уже через пару ходов все поняли, что позиция черных действительно безнадежна…
Но Каспаров сразу не сдался, что вселило в некоторых веру, что еще не все потеряно, но чудес против компьютера не бывает, и он довел партию до логического конца с хирургической точностью. Король черных оказался под прямой атакой – и Гарри сдался на 39-м ходу.
На заключительной пресс-конференции, куда Каспаров, несмотря на тяжелое поражение, мужественно пришел, он был разочарован и разбит. Первый темнокожий гроссмейстер Морис Эшли не стал долго допрашивать экс-чемпиона мира в прямой трансляции для зрителей канала ESPN.
Довольно эмоционально Гарри признал, что всерьез столкнулся с чудовищем X3D Fritz. Да, он и раньше, бывало, упускал свои шансы, но никогда еще не совершал столь серьезной ошибки. Но человеку свойственно ошибаться, ошибается даже Каспаров, за что компьютер вас немедленно наказывает.
У него теперь в запасе только две партии, чтобы попытаться исправить положение. В воскресенье состоится третья партия – так что у человека есть еще два дня, чтобы восстановиться после такого тяжелого удара и вернуть концентрацию. Сможет ли Каспаров восстать из пепла? Посмотрим…
|